Электронный путевой лист и транспортная накладная: куда ведет эксперимент

21 ноября / 2020
В ноябре закончился один из этапов эксперимента по внедрению электронного оформления транспортной накладной и путевого листа для автомобильных перевозок – тестирование в ряде регионов РФ. Наш эксперт комментирует первые результаты и перспективы перевода транспортных накладных и путевых листов в электронный вид.
- Мы видим большой позитивный тренд в том, как активно продвигается эта государственная инициатива: цифровизация ТрН позволит ритейлерам, транспортным, логистическим и другим компаниям, связанным с большим объемом грузоперевозок, организовать полностью электронный документооборот с контрагентами и в будущем перейти к концепции «безбумажной компании».

Главное преимущество этой концепции
– это, конечно, экономия, как прямая, так и опосредованная. Меньше затраты на печать, хранение, логистику бумажных документов, значительно меньше трудозатрат сотрудников на их обработку. Так, по словам экспедиторов, до 5% поездок «порожняком» происходят именно для того, чтобы передать бумажные документы – а это и временные расходы водителей, и расходы на бензин, и необходимость задействования автомобиля. Также перевод ТрН и путевых листов в электронный вид позволит намного быстрее вносить изменения в документы, что требуется очень часто в случаях обнаружения ошибок в документах, отгрузки только части товара и т.п. Кроме того, цифровизация ТрН, как и любой другой сферы документооборота, сделает процесс прозрачнее, повысит уровень контроля и в конечном счете – качество управления.

Но говорить только о позитивном эффекте этой инициативы также будет некорректно: скорее всего, при ее реализации обнаружатся и «подводные камни». Во-первых, мне видятся неизбежные пробелы во взаимодействии двух министерств: транспорта и внутренних дел. Курирует и вводит инициативу по цифровизации ТрН министерство транспорта, но как много времени займет переход к новому формату взаимодействия у сотрудников ГИБДД – открытый вопрос. Они привыкли проверять бумажные оригиналы документов по отлаженной схеме. Во-вторых, система электронных транспортных накладных и путевых листов хорошо показывает себя в рамках эксперимента, но в массовой эксплуатации вполне может обнаружиться ее неготовность к масштабным нагрузкам, ошибки и некорректная работа. Такие примеры мы наблюдали, например, при запуске ЕГАИС, системы «Меркурий».

Но в целом все эти возможные проблемы решаемы, а инициатива государства по диджитализации экономики и в частности документооборота очень полезна и своевременна, она поможет огромному количеству компаний сэкономить, работать быстрее и эффективнее.

Владислав Степанов
главный архитектор направления Microsoft SharePoint, эксперт по автоматизации электронного документооборота ГК "КОРУС Консалтинг"
Хотите узнать больше?


Задайте вопрос нашим специалистам по электронному документообороту по e-mail five@korusconsulting.ru или по телефонам +7 (495) 647-50-46, + 7(812) 677-56-90.